Демчук Аксана Августовна, учитель-дефектолог БДОУ «Детский сад № 1 г. Тары»

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога «Коврик для бабушки» (для детей ЗПР старшего дошкольного возраста)

Цель: создать благоприятные условия для обобщения и закрепления геометрических фигур по форме, величине и цвету, использовать их название и создание из них узора.

 Задачи:

1.Коррекционно- бразовательные задачи:

- закрепить у детей  знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник;

- формировать умение группировать геометрические фигуры по определенным признакам: цвет, форма, размер;

- продолжать учить видеть предметы похожие на геометрические фигуры в  окружающей обстановке.

- закреплять счет до 5, пользуясь правильными приемами счета: считать слева – направо, называть числительные по порядку, называть итоговое число.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие мыслительных операций (обобщение, сравнение, группировка);

- развитие произвольного, зрительного и  слухового  внимания и памяти;

- развитие мелкой и общей моторики;

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

 -  воспитывать навыки инициативности и сотрудничества на занятии;

- закрепить умение и желание детей работать совместно, радоваться своим успехам и успехам других;

- поддерживать эмоционально – благоприятную обстановку во время занятия.

Оборудование:

Демонстрационный материал: коврик (испорченный), фото коврика. плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Раздаточный материал: плоскостные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник  (разных цветов), счетные палочки, нитки

Ход занятия:

Этапы деятельности

Методы и приёмы

Деятельность учителя-дефектолога

Деятельность детей

Мотивация детей к деятельности

словесный, создание проблемной ситуации

-Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть, давайте друг другу улыбнемся.

- Ребята,  посмотрите, что я сегодня принесла в детский сад.

 (показываю испорченный коврик)

 - У моей бабушки случилась беда, мыши испортили ее любимый коврик. Бабушка очень расстроилась, она не знает, как починить свой коврик.

- Что же делать, как ее успокоить?

- А вы хотите помочь бабушке?

- Здравствуйте!

-Помочь бабушке.

- Да, хотим.

Постановка цели

словесный, создание проблемной ситуации

-А как мы можем бабушке помочь?

- Правильно, но сначала нам нужно рассмотреть, на что похожи дырки на коврике?

-А как называются эти фигуры?

- Правильно, молодцы.

- На прошлом занятие мы с вами говорили уже о геометрических фигурах и сегодня мы с вами будем повторять, вспоминать какой формы фигуры мы знаем, какого они цвета и размера, а также будем использовать их в создание узора на коврике для бабушки.

- Работать вы будете сегодня в парах и самостоятельно. За каждое выполненное  задание вы будете получать по одной геометрической фигуре. А если кто- то из вас не сможет выполнить задание, то вы поможете, друг другу или помогу вам я.

-Закрыть дыры заплаткой, зашить

- похожи на круг, квадрат, треугольник.

- геометрические фигуры

Совместная работа по нахождению средств и способов действий

Наглядный, рассматривание образца, беседа

Из собранных геометрических фигур мы починим бабушкин любимый коврик и она не будет больше грустить.

Готовы отправиться на помощь?

1 задание «Волшебное болото»

На ковре расстелено «болото», на котором разложены картонные геометрические фигуры (камни).

- Ребята, каждый из вас, по очереди, должен пройти по болоту, наступая только на камни. Наступая на камень, нужно назвать цвет и форму фигуры, на которой вы стоите.

- Ребята, скажите вы справились с этим заданием или нет?

 

 

2 задание «Раздели фигуры на группы» (на столе лежат геометрические фигуры разные по цвету, форме и размеру: 2 круга желтых  - большой  и маленький; 2 треугольника синих - большой и маленький; 2 квадрата красных – большой и маленький)

Это задание вы будете выполнять вместе, слушайте внимательно.

1. Разложите ГФ на группы по форме.

2. Разложите ГФ на группы по цвету.

3. Разложите ГФ на группы по  размеру

- Ребята, скажите вы справились с этим заданием или нет?)

 

 

 

3 задание «Зеркальное рисование»

- Ребята, а вы сами смогли бы нарисовать фигурки?

-Давайте попробуем на песке нарисовать портреты геометрических фигур обеими руками одновременно. А какие фигуры мы будем рисовать, нам поможет узнать наш чудо мешочек. Какую фигурку вы вытащите, такую и нарисуете.

 - Ребята, скажите вы справились с этим заданием или нет?)

 

 

 

4. задание «Подбири по форме»

-Как вы думаете, ребята, вокруг нас есть предметы, которые напоминают нам геометрические фигуры?

- Скажите, что похоже на круг?

- А на квадрат, что похоже?

- А что может быть похоже на треугольник?

- Молодцы.

- Вот наше следующее задание, его вы выполняете вместе.

Перед вами фигуры, а вот в коробочке картинки с предметами, которые похожи на геометрические фигуры. Вам нужно найти все предметы, которые похожи на круг, квадрат и треугольник.

- Какую фигуру будем собирать первой?

-Молодцы,  Второй?

- у нас осталась еще одна фигура, это…?

- Ребята, скажите вы справились с этим заданием или нет?)

5. задание «Выложи фигуры в ряд» (выкладывание фигур по величине: от большого к маленькому).

Посмотрте, что у нас в коробочке?

-Только они перепутались. Надо разложить их по порядку, от большого к маленькому. Давайте сначала соберем все круги. Я начну, а вы мне помогите.

Давайте, мы сосчитаем сколько фигур у нас в ряду?

-А сейчас посчитаем фигуры  по порядку.

- Молодцы, как вы думаете вы справились с заданием?

Игра на внимание «Веселые фигуры»

-Посмотрите, какие веселые фигурки у меня в руках. Они хотят с вами поиграть. А вы хотите с ними поиграть?

Встаем на ножки и слушаем внимательно.

Когда у меня в руках будет круг - вы хлопаете в ладоши;

Если у меня в руках квадрат - вы топаете ногами; но, а если у меня в руках треугольник - вы прыгаем.

-Готовы?

- Молодцы. Вот мы и отдохнули, а теперь отправляемся к следующему заданию.

 

6 задание «Выложи фигуры»

- Перед вами лежат геометрические фигуры и палочки и нитки. Вам нужно выложить фигуры.

- Какая это фигура?

- Почему эту фигуру называют треугольник?

- Выложите треугольник.

- Сколько палочек вы использовали?

- Какая это фигура?

- Почему эту фигуру называют круг?

-Выложите круг.

-Почему мы его выложили из нитки, а не из палочек?

- Правильно. Молодцы.

- Какая это фигура?

- Почему эту фигуру называют квадрат?

- Выложите квадрат.

- Скажите сколько палочек вы использовали для квадрата?

- Молодцы, как вы думаете вы справились с заданием?

 

Зрительная гимнастика:
Мы с фигурками играли, (дети часто моргают, не напрягая глаз)
Наши глазоньки устали.
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем глазками моргать.
Пусть немного отдохнут (Дети закрывают глаза)
И опять моргать начнут. (Глаза открывают и моргают как обычно)

- да, готовы!

- Красный квадрат, синий треугольник, желтый круг и т.д

- Справились.

получают по Г.Ф

3 группы: Круг,

 Треугольник,

Квадрат.

3 группы: Синий, Красный, Желтый.

2 группы: Большие и маленькие

- Справились.

получают по Г.Ф

-Да

- Справились.

получают по Г.Ф

- Да, есть.

- Мяч, колесо  похож на круг.

- Книга- на квадрат

- Пирамидка, крыша -на треугольник

- круг

- квадрат

- треугольник

- Справились.

получают по Г.Ф

- Да это же фигурки.

Выполняют задание.

- 5

- Первый, второй, …, пятый

- Справились.

получают по Г.Ф

- Хотим.

- Да.

- треугольник

- Потому что у нее три угла и три стороны

- три палочки

- круг

-У круга нет углов,

-мы его из палочек не можем выложить, потому что у него нет углов.

-это квадрат

- Потому что у нее четыре угла и четыре стороны

- четыре палочки.

-   Справились.

получают по Г.Ф

Самостоятельная деятельность детей

практический

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

Карандаш в руках катаем,

Ловкость пальцев развиваем.

В воздухе начертим круг

И квадрат рисуем вдруг.

Ловкость рук мы развиваем

И фигуры повторяем.

 7 задание «Корректурная проба»

- Ребята, у вас на листах нарисованы геометрические фигуры. Посмотрите внимательно: нужно зачеркнуть все круги и обвести все треугольники.

- Ребята, скажите вы справились с этим заданием или нет?

- Молодцы. ребята, вы выполнили все задания собрали много геометрических фигур для ремонта бабушкиного коврика.

Посмотрите, перед нами фото коврика, который был у бабушки до того как мыши его испортили. Вам надо сделать такой же.

- Попробуем?

- Тогда приступаем к работе.

- Какие вы молодцы. Справились с таким сложным заданием.

Выполняют движения по тексту

Выполняют самостоятельно задание

Справились

получают по Г.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да!

Рефлексия

- Скажите, чем мы сегодня с вами занимались?

- О чем мы разговаривали?

 - О каких фигурах говорили?

- Кому мы помогали?

- Ребята, как вы думаете, бабушке понравится наш коврик?

- Она не будет больше грустить?

12 января 2025 в 19:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.